Венчурный Барометр замерил силу давления кризиса на отрасль

2 декабря 2014

Prostor Capital анонсировал итоги исследования Venture Barometer Russia 2014, проведенного по инициативе фонда исследовательской компанией Data Insight.

Основная цель «Венчурного Барометра» — выявление ключевых трендов на венчурном рынке России помимо традиционного изучения его количественных показателей, анализ основных факторов, влияющих на индустрию и ее участников, включая политико-экономическую ситуацию в стране.

В ходе исследования путем онлайн анкетирования было опрошено порядка 50 участников венчурного рынка России, среди которых инвесторы, управляющие фондами, бизнес-ангелы.

Как и почему трансформируются стратегии венчурных игроков, как меняется качество инновационных проектов, какова основные барьеры развития рынка? Эти и многие другие вопросы попали в фокус Барометра. По итогам изучения мнений респондентов были выявлены ключевые для понимания происходящего на рынке сферы. Среди них:

  • Влияние кризиса
  • Барьеры
  • Роль государства
  • Привлечение инвестиций в фонды
  • Проекты и ниши
  • Прогнозы развития

Влияние и последствия кризиса

Негативные: 87% из тех, кто имеет свое мнение на этот счет, считает, что объем рынка в 2014-2015 гг. либо уменьшится, либо не изменится. И рынок скорее всего будет сокращаться не только в объеме инвестиций, но и в игроках: часть из них уйдет с рынка — в этом уверены 59% респондентов. Чтобы «удержаться на плаву», существующие инвесторы будут сокращать объемы дополнительных инвестиций в проблемные активы — это мнение каждого второго, Также уменьшится размер вложений в проекты (38,6%), а сроки выхода наоборот — еще больше увеличатся (68%).

Нейтральные: ключевой фактор, с которым согласилось три четверти экспертов: в результате кризиса в 2015 году возрастет роль государства на рынке. Это произойдет вследствие роста числа фондов, образованных на бюджетные средства или на средства компаний с государственным участием, и усиления влияния существующих.

Скорее позитивные: почти половина экспертов (48%, и это наибольшая доля среди всех ответов!) уверены, что влияние кризиса продлится менее двух лет, что является, на наш взгляд, достаточно оптимистичным прогнозом. Конкуренции между проектами предсказуемо усилится (так считает 57% опрошенных), но в итоге это приведет к росту качества самих проектов.

Барьеры. Среди факторов, оказывающих на российский венчурный рынок серьезное влияние и сдерживающих его развитие (помимо кризиса), большинство экспертов (93%) считает отсутствие стратегических инвесторов, и ситуация вряд ли скоро изменится: только 34% экспертов ожидает появление новых стратегов в следующем году. Этот фактор с большим отрывом перевесил политический кризис и экономические санкции (61%). Третье место «демотиваторов» разделили между собой общий низкий уровень эффективности вложений (54,5%) и недоступность западных капиталов для российских фондов (половина опрошенных).

Достаточно предсказуемый результат, подтвердивший гипотезу о том, что ключевые проблемы рынка не связаны с кризисом напрямую, а только усилились под его влиянием.

Участие государства. Исследование однозначно показывает: роль государства выросла в 2014 году (73%) и вырастет еще более в 2015 (61%). Эксперты согласились с утверждением, что государство сегодня много участвует в венчурных инвестициях, но при этом отметили, что его усилия могли бы быть направлены несколько в иное русло. Для этого необходимо снижать налоги (54,4%), уменьшать объем денег, инвестируемых напрямую в стартапы, и вкладывать в инфраструктуру (43.4%), а также действовать по модели фонда фондов (32%). Многие (32%) считают, что государство может также выступать стратегом, для этого оно должно формировать «заказ» на стартапы, которые могли бы быть встроены в систему управления на самых разных уровнях.

Несмотря на то, что большинство опрошенных отмечают, что роль государства на венчурном рынке выросла и продолжит расти, только 4% из них считает, государство делает достаточно в этой сфере, и менять ничего не надо. При этом недовольство вызывает скорее не сам факт госучастия в отрасли, сколько векторы приложения его усилий.

Деньги для фондов. В условиях кризиса рынок потенциальных инвесторов фондов (LP) исчез практически полностью — так считает почти половина респондентов (48%). Две трети указали на то, что стало сложнее привлекать новых инвесторов в фонд, половина — что время принятия этих решений увеличилось. На фоне такой казалось бы безрадостной картины инвесторы демонстрируют завидный оптимизм: больше половины из них привлекало и собирается привлекать деньги в фонд в 2014-2015гг. Ожидаемо, что число респондентов, рассчитывающих на деньги от существующих инвесторов, вдвое больше, чем тех, кто надеется на новых.

Иными словами, потребность в деньгах растет, а возможности их привлечения сокращаются.

Деньги для проектов. Число проектов, которые приходят за деньгами, однозначно выросло (считает 60% респондентов). Сложные экономические условия вынуждают проекты не только обращаться за внешней поддержкой, но и повышать собственную эффективность. Эти проекты более подготовлены для инвестирования (27,5%) и при этом «более сговорчивы» (27,5%). Но это не слишком «впечатляет» инвесторов. Снижая риски, они повысили требования как к новым, так и уже проинвестированным в 2014г. проектам (63,6%), стали больше вмешиваться в их работу после получения доли (43%). И эта стратегия приносит свои плоды: почти половина (45%) респондентов говорит о том, что проинвестированные в 2014 году проекты более эффективны, чем ранние.

Это может служить дополнительным аргументом в пользу прогноза относительно роста качества проектов под воздействием кризиса: голодный бегает быстрее и рассчитывает, в первую очередь, только на себя. В итоге качество новых проектов растет, а качество «старых», уже проинвестированных, падает.

Приоритетные ниши. Наиболее перспективные для инвестиций ниши сегодня — это Big Data (29% голосов) и финансовые технологии (28%). За ними следуют интернет вещей (23%) и мобильные технологии (21%) в широком смысле. А вот список «аутсайдеров» или наиболее бесперспективных ниш с огромным отрывом возглавила e-commerce (65%), далее следуют социальные сети (22%), online travel (20%) и медиа проекты (17%).

Важно отметить, что «разочарование» инвесторов в тех или иных нишах обусловлено разными причинами. Если для e-commerce и online travel это низкая маржинальность, для социальных сетей — скорее отсутствие свободных ниш. При этом текущие предпочтения инвесторов кажутся скорее «данью моде», нежели рациональным, обусловленным эффективной экономикой выбором: за последний год публичных сделок в этих сегментах наблюдалось не так уж и много.

С точки зрения географии приоритетным рынком инвесторы по-прежнему считают Россию (66%), хотя параллельно они рассматривают и другие страны — в первую очередь, это Израиль (52%) и США (43%). Проекты в странах БРИК (без России) вызывают меньше энтузиазма (36%), а вот Казахстан, Беларусь, Украина и т.д. совсем не интересны инвесторам (9%). Неинтересной для инвестиций Россию считают более трети респондентов (34,1%).

Таким образом, несмотря на все проблемы в стране и грядущий отток венчурных капиталов в другие регионы, Россия по-прежнему остается самым приоритетным рынком инвестиций для фондов, которые здесь работают.

Прогнозы. Исследование показало, что три основных параметра, характеризующих динамику рынка: денежный объем сделок, количество сделок и размер средств, готовых в инвестированию (мобилизованный капитал) — в следующем году не претерпят серьёзных изменений. О есть, мнения о том, что эти три параметра уменьшатся, не изменятся или увеличатся распределились почти поровну. Это говорит о возможном росте числа сделок ранних фаз, снижении среднего чека на более поздних фазах, а также о том, что часть венчурного капитала будет размещено на рынках других стран.

Хорошая новость состоит в том, что на горизонте 3-5 лет почти 40% всех респондентов прогнозируют значительный рост рынка, а 43% соглашаются, что рост будет, но незначительным. Таким образом, более 80% респондентов считают, что так или иначе рынок будет расти. А вместе с ним и конкуренция. В первую очередь — за проекты (68,2%), во вторую — за привлечение денег в фонд от LP (50%). Удивительно, но бОльшая часть инвесторов (63,5%) не ожидает роста конкуренции за стратегических инвесторов. Возможно, что поскольку стратегов сегодня практически нет и их количество не увеличится, то и конкурировать будет особенно не за кого.

Комментирует Алексей Соловьев, управляющий директор Prostor Capital: «Барометр не перевернул наши представления о то, что происходит на рынке, но обнажил некоторые очень важные моменты, которые ранее оставались за кадром. Из наиболее существенных я вижу следующие: фонды продолжают ощущать дефицит качественных проектов. Неудовлетворенный спрос усиливается низкой эффективностью вложений и практически отсутствующим рынком стратегических покупателей. Одним из наиболее заметных следствий этой ситуации является переориентация деятельности многих игроков на рынки других стран, а также поиск принципиально новых для инвестирования ниш. Вторым — возрастающая роль государства на рынке на фоне того, что лишь 4% считает, что оно делает достаточно в этой сфере, и менять ничего не надо.

Если оценить влияния кризиса на общий уровень предпринимательства в нашей стране, можно предположить, что через 2-3 года мы получим сбалансированный с точки зрения спроса и предложения рынок, на котором ведущее место займут проекты, умеющие получать выручку и поддерживать самоокупаемость с момента своего основания, а не существовать от раунда к раунду на деньги инвесторов в надежде на продажу компании несуществующим стратегам».

Prostor Capital — российский венчурный фонд, ориентированный на высокодоходные инвестиции в динамично растущие компании на ИТ и интернет рынках. Под управлением Фонда — $50 млн.; инвестиции осуществляются как в виде денежных, так и медийных вложений (модель Media for Equity).

Инвестиционный фокус Prostor Capital — проекты, находящиеся на стадии устойчивого роста (раунд А и выше), имеющие готовый технологический продукт и быстро растущую базу клиентов или пользователей. Это компании, и заинтересованные во внешних инвестициях и/или активном продвижении в медиа для выхода на новый этап развития. Приоритетными для выбора являются ИТ и интернет компании на рынке B2C. Целевые сегменты: новые финансовые и интернет технологии, цифровая медицина, электронная коммерция. На текущий момент в портфеле Фонда 14 компаний, среди них: Dnevnik, Umisoft, Softrust, Platiza, CPAExchange, Smart CheckOut и др.

Исследование Venture Barometer. Полная версия отчета.